Воображение и детские страхи.

Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы.
Наконец все утихло. Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:
— Алеша, Алеша!
Алеша испугался! Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не назвал бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало. Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится, еще внятнее услышал, что кто-то говорит:
— Алеша, Алеша! Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее
вышла… черная курица!
— Ах! это ты, Чернушка! — невольно вскричал Алеша. — Как ты зашла сюда?

А. Погорельский. «Чёрная курица»

Примерно в возрасте трех лет у ребенка появляется воображение. Это событие значительно влияет на его творческие способности и игру — если раньше он просто манипулировал предметами, то теперь он начинает фантазировать, придумывать сюжеты и композиции, воодушевлять персонажей и предметы окружающего мира. Предметы и игрушки становятся для ребенка как бы живыми. Пока рядом взрослый, ребенок чувствует себя в безопасности. Но с уходом взрослого ощущение надежности теряется, грань между реальным и выдуманным миром пока еще очень тонкая, ребенок часто смешивает выдумку и реальность. Тогда и появляются разнообразные страхи.

В любой момент может появиться неведомая сущность, возможно опасная и страшная. Внешний мир является огромным, чужим, опасным. А дом — это защита. Различные двери, окошки, отверстия и даже пятно на стене могут быть дверцой из «того» мира в «этот». Поэтому они так страшат детей.

То есть, появление страхов — это нормальный этап развития ребенка. Он учится взаимодействовать со страхом, преодолевать его, побеждать. Вообще, страх может относиться к чему угодно. Подробная классификация страхов составила бы отдельную книгу. Про каждый случай нужно говорить индивидуально. Но любящий родитель может помочь своему ребенку научиться преодолевать свои страхи, важно помнить несколько правил:

  1. Поддерживайте и объясняйте. Если ребенок поделился с вами, что он чего-то боится, то ему нужна ваша поддержка. Не смейтесь над ним, каким бы глупым вам не казался его страх. Расскажите, чего вы боялись в детстве и как это преодолели. Объясните, что все люди чего-нибудь боятся, и что это нормально.
  2. Не запугивайте. Например, объясняя правила безопасности, не стоит долгое время акцентировать внимание на опасностях. Это может повысить тревожность малыша. Также никогда не говорите ему, что вы его отдадите милиционеру, в детский дом или еще куда-то. Взрослый говорит не всерьёз, а ребенок принимает сказанное за чистую монету.
  3. Переключайте внимание. Если ребенок напуган, займите его каким-то насущным делом или игрой.
  4. Не требуйте слишком многого. Ваша требовательность или частые наказания являются дополнительной нагрузкой для психики ребенка и также могут породить множество страхов.
  5. Впечатления от увиденного. Ограничивайте просмотр телевизора и компьютерные игры, где можно увидеть много страшного.
  6. Рассказывайте сказки. Сочиняйте сказки, где похожий на вашего ребенка герой хоть и ужасно боится, но проходит через волшебные события и в итоге справляется со всеми трудностями, побеждает всех монстров и т.д.
  7. Будьте рядом. Пусть ваш ребенок чувствует себя защищенным, уверенным что он не останется один. Это также относится и к ситуациям, когда его обижают. Если не хотите, чтобы у него закрепился стереотип поведения, когда он выступает в роли униженного, лучше защитите его.

____________________________________

Если хотите лучше понять природу страхов своего ребенка, узнать немного о его тайной жизни, советую прочитать книгу Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

[ad#Пост_корот]

Воображение и детские страхи.: 4 комментария

    1. Марина Автор записи

      Да, ночник — полезная штука (причем и в более старшем возрасте)

  1. Татьяна

    У моей внучки (6 лет) повышенная тревожность. Страхов тоже много, в каждом возрасте свой. Наш психолог в моменты тревожности советует дать ребенку игрушку, лучше любимую, и попросить ребенка успокоить ее ласковыми словами.

  2. Светлана

    А я предлагаю детям нарисовать свой страх и переделать его во что-то хорошее, веселое, доброе или хотя бы нейтральное. Очень важно не сжечь, не выбросить, не разорвать рисунок. А именно переделать. Т.е. вместо страха не должна остаться пустота. Должно появиться что-то новое (юмор, покой, уверенность).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *