Влияние телевидения на ребенка — 2. Психология.

TVПродолжение статьи «Влияние телевидения на ребенка».

В первой части мы говорили о том, как телевизор влияет на физиологию ребенка.Во второй части поговорим о воздействии телевизора на психическое развитие ребенка в общем.

За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо. И в общении с другими детьми у них возникают сложности. Почему это происходит?

Дело в том, что в последние годы усиливается дефицит речевого общения. Есть два основных  фактора:

1. Телевизор.

Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает.

На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

2. Семья

У родителей сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается примерно двенадцать минут в день, тогда как перед телевизором дети проводят по несколько часов в день.

  • Результаты обследований, проведенных в Германии, показали: у 25% детей дошкольного возраста присутствуют нарушения артикуляции, а у 43% — недостаточное понимание речи.
  • Английское Общество помощи детям с дефектами речи выявило, что каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии».
  • Проведенные в Болгарии опросы показали, что от 21 до 27% дошкольников страдают расстройствами речи.
  • Объединение немецких логопедов на своей ежегодной конференции, проведенной в Аугсбурге на тему «Расстройства речи и артикуляции у детей», констатировал что, что проблемы с речью отмечаются у 15—30% всех детей дошкольного возраста.
  • В России пока подобные исследования не проводились, но в детских садах диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) встречается все чаще.

Английский логопед Салли Уорд в результатах своих десятилетних исследований установила, что 20% детей к девяти месяцам отстают в развитии, если родители пользовались телевизором. как нянькой.Но если они ограничивали телевизор и начинали усиленно общаться с ребенком, то малыш мог нагнать своих сверстников всего за 4 месяца.

Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Дефицит ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий в больших городах.

Вы спросите: Что же, совсем запретить ребенку смотреть телевизор? И как компенсировать уже причиненный вред?

Совсем запрещать ребенку смотреть телевизор – наверное не выход, но следует ограничивать время просмотра. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.

В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие.

Нужно постараться создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Главное — разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом ребенок и сам отлично сумеет себя занять.

Продолжение следует.

В следующей, заключительной части, мы поговорим о том, что именно смотрят наши дети по телевизору и как это на них отражается.

[ad#Пост-серый]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *