Тайны детского сада. Часть 3. Адаптация.

Продолжаем разговор о детском саде. В первой и второй частях я говорила о воспитателях, сегодня хочу рассказать о детях.

Один из моих первых дней в детском саду. Я закончила свою работу, пошла в ясли – забирать сына. Еще спускаясь по лестнице, услышала плач. Нет, не плач – рёв! «Мама-а-а! Мамоська! Ну, мамоська-а-а-а!». И так без остановки много раз. Так жалостно, с таким горем, что невозможно вынести – сердце сжимается и болит. Это Леночка, которую отдали в сад в годик и три месяца. Она начинает плакать утром, у ворот сада, и заканчивает вечером, когда за ней приходят. Она еще слишком мала, чтобы понять, что мама обязательно придет за ней. Иногда она отвлекается, и тогда рев превращается в ной. Но когда за кем-то из детей приходят, плач возобновляется с прежней силой.  Так и проходит ее адаптация к детскому саду…

Конечно, не у всех адаптация проходит так тяжело. Мой сын пошел в ясли в два года, он привыкал немного легче других. Но даже у него появились частые слезы, энурез и атопический дерматит (хотя кто-то скажет, что это никак не связано с садом). По моим наблюдениям легкость/тяжесть, а также скорость привыкания к саду зависит от отношений малыша с родителями, и, в общем, от отношений в семье (при условии, что ребенок по возрасту готов к посещению сада). Если он получил необходимое ему внимание, нежность, понимание в семье, у него в раннем детстве было достаточное количество целовалок-обнималок, при этом нет гиперопеки – он адаптируется легче. Поэтому не бойтесь избаловать детей, в первые полтора-два года дайте им внимания по максимуму, чтобы они чувствовали себя любимыми и нужными.

Некоторым детям в саду лучше, чем дома, точнее дома хуже, чем в саду (родители ругают, или бьют, или неоправданно строги). Это дети, у которых не сформирован эмоциональный контакт с матерью. Они всегда с радостью идут в сад, любят общаться. Только не умеют. Почти в каждой группе есть один-два ребенка, которые проводят время либо рядом с воспитателем под неусыпным контролем, либо сидя на стульчике. В группе, куда ходил мой сын, было два таких мальчика: один называл воспитательницу «с..ой» (мальчику два года), второго она брала с собой, даже если шла в туалет – потому что он вытворял все, что можно и нельзя. Некоторые родители думают, что сад должен воспитывать ребенка. Это ошибка. Несмотря на то, что ребенок проводит много времени в саду, все модели поведения он берет из семьи. Воспитатели могут только немного корректировать, обучать навыкам.

Есть еще небольшой процент детей, которые просто любят игры, общение, компанию других детей – они с радостью ходят в детский сад. Естественно, чем старше ребенок, тем ему интереснее в саду.

Адаптация бывает не только у новичков, но и каждый год при переходе в следующую группу. Родителям это меньше бросается в глаза, но все же стресс присутствует. Так что лучше не сильно нагружать ребенка в этот период.

Наверное, со стороны кажется, что воспитатели каким-то особым образом помогают детям адаптироваться в первое время (по крайней мере, я так думала). Но официально нет никаких особенных занятий, упражнений, приемов, которые бы применялись. Есть одно правило: в первую неделю после лета в саду не проводят занятия, дети только играют и гуляют. Конечно, воспитатели могут помочь: пожалеть, приласкать, объяснить, что мама обязательно придет, посочувствовать. Это уже зависит от личных качеств воспитателя.

Главная роль в адаптации принадлежит родителям. На эту тему написано множество статей, поэтому я не буду оригинальной:

  1. Нужно обязательно рассказывать ребенку, что такое детский сад, что там будут другие дети, воспитатель, и т.п. Лучше всего узнайте режим дня, готовьте ребенка к нему и рассказывайте. При этом не нужно пугать ребенка «если не будешь делать то-то, воспитательница будет ругать», но и приукрашивать не стоит. А то некоторые родители расписывают детям, как здорово в саду, а ребенок потом разочарован, и каждое утро в слезах. Лучше всего просто описывайте все так, как будто вы объясняете «что такое детский сад» человеку, который никогда ничего подобного не видел (например, с Луны свалился :)
  2. Не нужно бросать сразу ребенка одного на целый день: сначала просто приведите его на территорию, потом в группу посмотреть, потом оставьте ненадолго, потом на час, два, полдня, тихий час – время нахождения в саду увеличивайте постепенно. Во время адаптации обязательно следите за состоянием ребенка. Если видите негатив, то обязательно поговорите с воспитателем, выясните, как проходит день, возможно, кто-то дразнит или обижает вашего малыша. Попросите воспитателя уделять вашему ребенку больше внимания, оказывать поддержку, быть помягче.

В этом вопросе лучше перестраховаться, и если что-то не так, забрать ребенка из сада. Хотя бы на некоторое время. Договориться с бабушкой, найти няню, взять отпуск. Потому что никакая работа и никакие деньги не могут сравниться со здоровьем вашего ребенка.
[ad#Пост_корот]

Тайны детского сада. Часть 3. Адаптация.: 1 комментарий

  1. Ирина

    Я воспитывалась в садике из кинофильма «усатый нянь» — мне было суппер и воспитатели были суппер!!,но первые2недели я в саду не ела…. моя дочь пошла в 1,7 …ибо очередь. а я мама-одиночка. пропущу очередь — фиг попаду в садик. Эмоциональная привязка — выше некуда.. мой совет по адаптациии….до начала посещения сада как можно больше находиться на его территории. установить контакт с воспитателем до!! начала посещений и что-бы ребенок видел много!1 общения воспитателя с вами..и тогда воспитателя он будет воспринимать. как одного из знакомых людей.+ посещение перед садом школ раннего развития. где ребенок привыкает, к послушанию не родному человку и просьбам «сесть за стол, встать из-за стола, и прочее»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *