Тайны детского сада. Часть 1. Кто и как работает в детском саду.


Сегодня я начинаю новую серию постов. О детском саде. Я буду рассказывать о своем опыте работы, секрета сада, причинах того или иного поведения воспитателей, правилах и нормах, адаптации и еще многом. Весь мой рассказ — это мой опыт и мое субъективное отношение к происходящему. То, что я буду описывать – не универсальная модель: все детские сады разные, все воспитатели разные, все дети разные.

Сначала небольшая предыстория о том, как я попала в детский сад.

Я два года находилась в декретном отпуске, и мне очень понадобились деньги – решался квартирный вопрос. На работе мне сказали, что я могу отдыхать до трех лет – сейчас места для меня нет – возвращаться некуда. Впрочем, я и сама не горела желанием вернуться туда, поэтому срочно пришлось придумывать другой источник заработка.

Выбор был такой: работа в офисе с 9 до 18 и няня для ребенка, либо попробовать устроиться в детский сад. Тогда и сын был бы у меня под наблюдением, и забирать его можно было бы пораньше, и накормлен-напоен, и няню искать не надо. По деньгам оба варианта были равноценны. Сыну было еще только 2 года,  мне не хотелось оставлять его на целый день одного. Поэтому я решила попытать счастья в садике, тем более мое неоконченное педагогическое образование и любовь к детям к этому располагали. Позвонила посоветоваться с подругой. Она идею одобрила, расписала мне все плюсы работы в саду, посоветовала обратиться в сад, куда ходил ее сын. Это обычный московский детский сад, муниципальный. Так все и началось.

Я позвонила, пообщалась с заведующей – она показалась мне очень милой женщиной. Мне сказали, что им как раз требуется воспитатель, поэтому «приносите документы».

[ad#Пост-серый]

В первую неделю у меня была адаптация. Дети после лета буйные, опыта такой работы у меня нет, мандраж…ух! Коллектив ко мне отнесся настороженно, но не агрессивно. По одной простой причине: подавляющая часть персонала работает в этом саду от 20 до 40 лет. То есть с открытия. На одном и том же месте! Естественно, друг друга знают очень хорошо. Средний возраст воспитателя – 50 лет,  а мне еще и тридцати нет.

Я совсем не против воспитателей в возрасте. Наоборот, часто с возрастом приходит мудрость, мягкость — то, что так нужно детям. Но есть в этом свои минусы: в большинстве своем воспитатели старшего возраста прошли совсем другую школу, отношение к детям сохранилось у них неизменным с советских времен. Дрессировка детей, авторитаризм (иногда даже тирания), уравниловка (про нее буду говорить отдельно), противопоставление себя родителям, замалчивание конфликтов и т.д.
Кроме возраста, есть другая проблема. В школу уже не берут людей без высшего педагогического образования (по крайней мере, в Москве), а вот в детских садах персонала не хватает, старая гвардия уходит на пенсию, а новая… ну нет ее. Потому что мало кто может долго выдержать такой режим работы за такие деньги. Поэтому берут почти всех, кто соответствует минимальным требованиям. Минимальное требование – это педколледж. Но у нас есть парочка воспитателей, у которых из образования – 8 классов школы. И, какая несправедливость :) начальство считает их лучшими. Потому что у них дети ходят по струнке и не шумят. Знали бы вы, какими методами они этого достигают!
[ad#Пост_корот]

Кроме воспитателей есть еще нянечки, которых теперь называют «младшими воспитателями». То есть подразумевается, что они участвуют в воспитательном процессе. Часть из них действительно незаменимы, но некоторых я бы не подпустила к детям на пушечный выстрел.

Вообще,  работа воспитателя и опасна и трудна. Особенно в совеццких детсадах. Представьте сами:

  • Много детей (а группа в 15 человек – это уже много; у меня было 22; в некоторых местах слышала, бывает и 35-40),
  • Жесткий распорядок (10 минут потратил не по делу  — приходится нагонять),
  • Жесткие правила (при детях окна не открывать, 3-4 часа в день гулять при любой погоде и т.п.)
  • Обилие начальников (воспитатель должен вести себя так, чтобы были довольны ВСЕ, включая: детей и их родителей, заведующую, методиста, медсестру, завхоза, ответственного по пожарной безопасности и т.п.). При этом у каждого есть свое мнение по поводу того, как нужно работать. Ну, и конечно, у нас в стране все разбираются в том, как надо воспитывать детей, поэтому считают обязательным дать ЦУ.
  • Помимо непосредственной работы с детьми воспитателю приходится тратить кучу времени на написание всяких планов, конспектов занятий, проведение диагностики. Все это нужно делать в рабочее время, непонятно как нужно совмещать это с проведением занятий, играми и прогулками.
  • Заработная плата. В обычном саду она составляет в среднем 15 тысяч рублей. Плюс-минус. Это в Москве. Про регионы я молчу, стыдно даже называть такие цифры.
  • И, пожалуй, самое сложное — ответственность за жизнь ребенка. Если с любым из детей что-то случится – виноват воспитатель. И дело даже не в уголовной ответственности,  а в ощущениях: не усмотрела, не уберегла. Но как можно усмотреть сразу за 20(!!!) детьми на прогулке, например? Некоторые мамы и за одним-то не успевают. Ты поворачиваешься к одним детям – не видишь других. А на всякие случайности хватает и 10 секунд. Многим воспитателям проще посадить детей рядочком или загнать на веранду – все сразу на виду, не бегают, не скачут. «Нельзя! А вдруг упадет и расшибется?».

Есть еще один важный момент, который во многом определяет поведение воспитателя. Это проверки. Точнее ПРОВЕРКИ. На них всегда ссылаются, ими всегда запугивают. Зачем нужно следить за порядком в группе? Вы думали, чтобы было чисто и уютно? А вот и нет, вдруг проверка придет! А почему нужно план писать? Тоже для проверки. И даже педсоветы иногда проводят для галочки, вдруг проверка придет.

Так что жалейте ваших воспитателей, но будьте с ними начеку :)

В следующий раз я расскажу о том, какие правила и нормы есть в детском саду, как они выполняются, и почему всех детей гребут под одну гребенку.  В том числе отвечу на наболевшие вопросы почему в тихий час обязательно надо спать и почему детей заставляют есть).

Если хотите что-то спросить, я к вашим услугам.

Тайны детского сада. Часть 1. Кто и как работает в детском саду.: 19 комментариев

  1. Oксана

    Целиком и полностью поддерживаю автора статьи. Воспитателям, да и просто всем педагогам надо памятник при жизни ставить. За всеми детьми не углядишь. Да и родители сейчас все грамотные слишком стали и в большинстве своем неадекватные(благодаря современной деградации общества).Дети есть дети-сами такие были. Единственное, что можно посоветовать родителям: ежедневно молиться, молиться и еще раз молиться за свое чадо. А всем педагогам низкий поклон за терпение и выносливость на рабочем поприще, разумеется только тем, кто действительно преданно относится к своей работе и детишкам.

    1. Оленся

      Тема интересная,да и поучительная, во многом. Но, вот памятник.. Нет,это их работа. Простая благодарность,внимательность(подарки на праздники) — этого достаточно. Ни кто из воспитателей не заслуживает памятника,все делают ошибки,подвержены срывам,да и простой лени. Давайте без фанатизма и крайностей! Всё,что должен сделать воспитатель — это сберечь каждого ребёнка и организовать групповое общение. Остальное — по возможности. Мне,как родителю,главное только это. Но и это,как показывает жизнь — слишком много для них.Печально и страшно!!!

      1. Елена

        По вашим рассуждениям очень хорошо видно, что вы далеки от жизни детсада и поэтому не правы. Да, это работа…..но увы….какая, чтобы это понять придите в детсад и побудьте хотябы часа два на месте воспитателя, ведь не каждый этого выдержит. На воспитателя возложено очень много обязанностей и это надо всё успеть. И плохо, что вам нужно только сберечь ребёнка и организовать групповое общение, воспитатель должен вложить в ребёнка знания, умения, что не каждый родитель сможет.

    2. Елена

      Ну , не на всех воспитателях можно молиться — не нужно обобщать. Если твоего ребёнка будет тиранить ежедневно воспитатель, разрушая его психику,посмотрю захочешь ты ставить памятник ВСЕМ воспитателям.

  2. Екатерина

    Сама работала в саду, а потом проходила практики. Что там творится и вспоминать не хочу. Одни родители нового поколения чего стоят. Не дай бог их сынулька поставит себе шишку, как будто принцесс воспитывают…
    Жёсткий прессинг со всех сторон угнетает, не вытерпела, ушла оттуда..
    А вы долго проработали в саду?

    1. Марина Автор записи

      Нет, я проработала год, потом ушла во второй декрет :)
      но возвращаться что-то не хочется. Вы правы про прессинг со всех сторон.

      1. Екатерина

        Вот и мне не хочется, хотя работы там завались, чуть ли не на коленях зовут)
        Такой работой не проживёшь, уходит уйма времени и всё впустую…

  3. Уведомление: Дети. Инструкция по применению. » Тайны детского сада. Часть 2. Правила официальные и нет.

  4. green-cleaning

    Я тоже в молодости работала в саду, больше всего допекали назойливые родители по поводу и без повода, напрягает ужасно, уставала как лошадь ломовая, а я ведь женщина(

    1. Марина Автор записи

      Ну, родителей можно понять. Все-таки они доверяют саду самое ценное, что у них есть. Сложно не беспокоиться :)
      А по поводу усталости согласна, это тяжелая работа, так как требует постоянной концентрации.

  5. лиза

    очень правильная статья.грустно. а игрушки в саду кто моет,няня или воспитатель?

    1. Марина Автор записи

      Чистота игрушек находится в зоне ответственности воспитателя. Но обычно моет няня (младший воспитатель) самостоятельно или вместе с воспитателем. По крайней мере, у нас так.

  6. Анастасия

    Здравствуйте! А с какими детьми легче работать: 3-4 года или 6 лет?

    1. Марина Автор записи

      Здравствуйте!
      Я думаю, это у каждого воспитателя индивидуально. В 3-4 года дети легче поддаются влиянию воспитателя, им легче адаптироваться к его требованиям. Они более послушные. В обучении свои нюансы — занятия проще, но нужно уделить внимание каждому, помочь. В этом возрасте еще сильно заметна разница в развитии: кто-то уже говорит, а кто-то — не может произнести половину звуков, так же и в логике, и в физическом развитии. К школе это все более-менее сглаживается.
      В 6 характер уже выражен более явно, у каждого свои интересы. Зато дети к 6 годам уже гораздо более самостоятельные, не надо никого кормить с ложечки, одевать-раздевать и пр. С ними можно поговорить, обсудить что-то, лучше развита речь, мышление. Но и требуют больше внимания — чаще вспыхивают конфликты, потому что они более активно общаются друг с другом. Воспитателю надо быть готовым к этому.
      Примерно так. Мне кажется, это сравнимо с материнством: у каждой мамы — свой любимый возраст. Одна мама вспоминает время от рождения до года, как чудесное, а другая — как страшный сон :)

  7. Виктория

    Я теперь тоже стою перед выбором: сидеть дома до 3-х летнего возраста мальчишек-двойняшек или пойти нянечкой в сад ради детей (им 2 г). Но у нас в Краснодаре в пригороде з/п няни составляет 4т.р. Но дело даже не в деньгах! Хочу чтоб дети были в детском обществе, дома им совсем уже надоело. Но проблема в том, что большая ответственность!!! У нас в группах от 25 до 35 детишек!!! Сад переполнен, но при этом каждый родитель хочет максимум внимания к своему ребенку. И к сожалению меня скорей всего не поставят в одну группу с моими мальчишками. И первое время детей водят на пару часов, а мне некому их будет забрать ч/з 2 часа, а брать к себе в группу разрешат ли — это вопрос…

  8. зоя

    Ужасная работа в саду! Тяжелая! И не благодарная! Завтра пойду заявление писать на увольнение! А к детям воспиталки относятся ужасно! Мне жалко детей. Если ребенок не одел кофту то и идет зимой гулять без нее, а потом бронхит и легкие застуженные . Объясняют тем что программа самообслуживания. А медсестра постоянно тыкает то не так это не так, а воспитатель принеси, подай, сама бы хоть раз зад свой оторвала бы от стула!!!

  9. Ника

    Моему сыну 2 года и мы начали ходить в сад,второй день с мамой…теперь я сомневаюсь о дальнейшем прибывании ребенка в саду.. няня вечно орет на детей,даже не смущает присутствие родителя,игрушки в ужасном состоянии,и не видела чтоб их мыли.. машинки сломаны,отломаны колеса,и торчат спицы.. ужас..а если кто нибудь наткнется??!! вообще контроль же должен быть какой то за игрушками? хорошие игрушки стоят наверху шкафов,чтоб дети не брали,не проветривают..только когда гуляют,и горшки после детей не обрабатывают.. хотя у нас няни получают далеко не копейки,а работают точнее не работают,сидят и ждут когда день закончиться а дети сами по себе насаются.. то что вы рассказываете,такого я и не видела.. мой ребенок смотрел на них выпученными глазами,потому что те без конца орут,оправдываясь тем что дети не слышат..

  10. Наталья

    У меня дочь ходила в садик, когда ей было 3 года. Когда я забирала её из -за садика, то у неё постоянно были грязные трусики, колготки … Я свою дочь научила, чтоб она сама могла помыться, но ей не разрешали этого делать и поэтому от моей дочки постоянно, после того, как забираю из садика,пахло пи — пи … А я очень брезгливая и моя дочь такая же … Я не виню конечно ни — кого, но раз ты устроилась в садик, то изволь выполнять свою работу … Воспитательница всё время повторяла мне, что ей трудно … Да, я согласна, что трудно, но ты ведь знала — на что идёшь … Орут воспитатели и нянички — это правда, я раньше этому не верила, но потом сама увидела и услышала… Я не выдержала как то, и высказала всё, что я о ней думаю … Вот так .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *