Общение детей и взрослых


Часто в спорах звучит мнение: «важно не то, сколько ты времени проводишь с ребенком, а то, КАК ты его проводишь». Вроде бы верно, но не совсем. Неоднозначность этого утверждения в том, что до определенного возраста (скажем, до 5) для детей очень важно присутствие мамы (или того, кто ее заменяет). И даже 1-2 часов очень интенсивного общения вечером (если мама работает) не вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребенка в контакте.

С другой стороны, если мама целый день находится дома, находясь в физической близости от ребенка, но не уделяет ему внимания, то потребность в общении все равно останется неудовлетворенной.

Как же дать ребенку необходимое количество заботы и внимания? Как провести время с ребенком «качественно»? Что именно нужно делать?

На пользу укреплению отношений идет время, которое вы проводите с ребенком в совместных занятиях, контактируя вербально, зрительно, физически.
Например, если мама смотрит в телевизор/компьютер и между делом перебрасывается с ребенком парой слов, это вряд ли будет полноценным общением. Так она выражает некоторое пренебрежение к интересам ребенка. Если идет интересная передача, лучше попросить ребенка подождать и потом поиграть вместе, сделать поделку или обсудить что-то. А лучше всего – выключить телевизор (компьютер) и потратить время на живое общение. Ребенок ответит вам благодарностью.
Проблема общения с детьми (нехватка времени) часто возникает у мам, работающих дома . Особенно, если ребенок не ходит в детский сад или школу. Тогда можно посоветовать выделять в течение дня несколько промежутков, когда вы можете уделить время исключительно ребенку. (Про то, чем занять ребенка на некоторое время, я уже писала раньше).

Полноценное общение возникает тогда, когда вы сосредоточены на ребенке, внимаете ему, слышите его, контактируете глазами.
Если вы играете в мяч, то смотрите на ребенка, подбадриваете его, улыбаетесь. Если читаете книгу, то с выражением, не отвлекаясь поминутно на звонки или домашние дела. Если дочка или сын помогает вам на кухне, то вы не кричите на нее/него, даже если не все получается идеально.
Дружелюбие, мирный настрой – тоже важная составляющая качественного времяпрепровождения с детьми. Раздраженный тон, критика, замечания сводит на нет все удовольствие от общения.

У каждого возраста – свои занятия: с грудничком нужно сюсюкать, играть в ладушки, потешки, обеспечивать достаточный физический контакт – массаж, поглаживания, похлопывания. От года до 3-4 хорошо подходят совместные дела – например, ребенок месит тесто, или размешивает салат, помогает убирать игрушки. В возрасте почемучек хорошо идут поделки, чтение и обсуждение книг, рассказы мамы о явлениях в окружающем мире, можно давать ребенку несложные поручения: расставить тарелки, полить цветы. Со школьниками совместных игр уже не требуется (если только настольные или спортивные), но им нужна поддержка их интересов, совместно проведенное с родителем время, беседы.
Это, конечно, не полный список, а лишь примерные направления. Главное – любить своих детей, и не забывать проявлять свою любовь в действиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *