Как разговаривать с ребенком

ссора с мамойСегодня я предлагаю Вам задуматься на тему того, как мы обычно разговариваем с детьми.  Так сказать, поднять тему отцов и детей. Вроде бы всем понятно, что в этих отношениях родитель выступает в роли руководителя: он принимает решения, создает условия, обозначает границы для ребенка. Казалось бы, чего проще: один руководит, а другой подчиняется? И все счастливы…

Но в жизни все сложнее: дети в своих желаниях не знают границ, а родители не всегда готовы уступать бесконечно, и это правильно. Некоторые родители вообще не хотят руководить и тогда им приходится идти на поводу у желаний ребенка, масштабы которых растут в непонятно какой прогрессии. Так возникает конфликт ребенка и родителя.

Мудрый родитель мягко и ненавязчиво договаривается  с ребенком, немного уступает, чтобы выиграть больше; в общем, ведет переговоры (кстати, дети — лучшие ораторы). Но если бы все были мудрыми, мы бы давно жили в утопии.

Ведь мудрый родитель и умный родитель — далеко не одно и то же. Умным быть легко: прочитал книжек побольше и готово, а чтобы стать мудрым, нужно каждый день в поте лица преодолевать свои лень, черствость, безразличие, усталость и все остальное, что мешает нам понимать и чувствовать своих детей.

Рассказ замечательного детского писателя В.Драгунского заставил меня задуматься о чувствах моего ребенка  в тот момент, когда я общаюсь с ним на автомате, выговариваю, «пилю». Позволю себе привести небольшую цитату (рассказ называется «…Бы»)

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил!
Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал: «Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! — И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: — Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»

И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал: «Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу».

Согласитесь, обидно слушать такое. И дело здесь не в том, что родитель приказывает, а скорее в том, что зачастую мы общаемся с детьми снисходительно, как с недочеловеками, и забываем о том, что завтра они станут взрослыми и вернут нам все что мы им дали, в том числе и пренебрежение и снисходительность. Кроме этого, от нашего стиля общения с маленьким человечком зависит и его самооценка.

Приведу один пример из жизни (мне рассказала его педагог моего сына): мальчик, которого уважали в семье и детском саду (ему повезло с садом) пришел учиться в обычную школу. Он учился в начальной школе. Во время урока вбегает разъяренная завуч и орет детям: «Встать,идиоты!!!» Все дети встают, а мальчик продолжает  сидеть. Завуч кидается к нему со словами: «почему не встал?», на что он спокойно отвечает: «Я не идиот».

Желаю Вам мудрости , а вашим детям — уверенности.

[ad#Пост_корот]

Как разговаривать с ребенком: 4 комментария

  1. Светлана

    Отличная статья. Абсолютно согласна, что ребенок часто воспринимается как «несмышленыш», многое ему говорится или даже не говорится потому, что «он все равно не понимает». Только вот ребенок не только понимает, но и выводы свои делает и на основании всего этого строит свою линию поведения. А это влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Уважение на равных никто не отменял, и не важно перед Вами взрослый или ребенок.

    P.S. Рассказ В.Драгунского очень яркая и точная иллюстрация! :)

    1. Марина Автор записи

      Да, мы смеялись всей семьей :)
      У нас даже поговорка появилась: «посмотри на себя, вылитый Кощей!» )))

  2. Софьяья

    А я нет, я не смеялась. Я почему-то заплакала. Действительно так все и есть. Бедные дети…..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *