Детская социализация.

Социализация в детском садуСейчас говорить про социализацию детей так же модно, как болеть дисбактериозом или владеть Айфоном. Понятием «социализация» оперируют все, кому не лень: мамы, бабушки, психологи, воспитатели, учителя, педиатры, и даже чиновники. Причем многие люди довольно смутно представляют себе, что это такое, но это не мешает им рассуждать и обсуждать.

Чаще всего социализация упоминается, когда речь заходит об образовании, а именно о детском саде и школе. Для некоторых родителей необходимость социализировать ребенка является основной причиной, по которой его отдают в детский сад.

Заглянем в словарь: социализация – это «процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей».

Теперь главное — понять, куда вы хотите социализировать ребенка. Если в общество, то садики и другие дети ему не очень нужны (по крайней мере, в 2-3 года) – ведь он общается с вами, другими членами семьи, соседями, детьми на площадке, вашими друзьями и подругами, продавцом в магазине и т.д. И до 7 лет ему в принципе не требуется такое уж обширное общество себе подобных – хватит и пары друзей. Другое дело – если хотите встроить его в детский коллектив, тогда конечно, сад необходим. Опять вопрос: зачем нужно это встраивание? Обычно отвечают: чтобы в школе чувствовал себя комфортно, не был изгоем. Так вот, станет изгоем ребенок или нет, мало зависит от посещения сада. Гораздо сильнее здесь влияют другие факторы: характер, отношения с родителями, психическое развитие, среда.

По теме социализации есть очень хорошая статья Елизаветы Колобовой из цикла статей о домашнем обучении – советую почитать. Автор проводит семинары и консультации для родителей, ведет женские тренинги. Своих детей она обучает самостоятельно.
[ad#Пост_корот]
Когда мой сын только-только начал ходить в детский сад, у нас произошел такой случай: он пришел из садика, подошел к папе, и заявил: «как дам тебе по зёпе!», и хлопнул его по заду. После небольшого шока мы стали выяснять, откуда у него появились такие фразы, интонации, слова – дома он такого не слышал и не видел. Сначала мы подумали на воспитателя. Когда я попыталась с ней поговорить, она безапелляционно заявила, что за всю долгую карьеру я первая, кто ей такое говорит. Ребёнок на все расспросы молчал, как партизан. Со временем выяснилось, что у них в группе так разговаривают ДЕТИ, учатся они этому у себя дома и потом активно используют в саду. Нужно ли вам, чтобы ребенок ТАК социализировался?

Сейчас тема образования очень актуальна. Я читаю рассылку Школы своего дела, в последнее время Ю.Мороз часто пишет о системе образования. В одном из последних выпусков рассылки мне очень понравилась фраза:

Часто говорят, что средняя школа или высшая, учит детей контактировать между собой и прочее.

<strong>Вранье.</strong> Школа или ВУЗ тут вообще не причем.

В любом месте, где люди собираются, они общаются. В армии ли, в купе поезда, на заводе или на отдыхе. Не пишут же в рекламе РЖД — что мы учим людей общению?

А найти такое место — где людей вообще нет, в наше время очень затруднительно. Так что общение между людьми (детьми) всегда и везде будет и всегда и везде будет опыт создания коллективов (это для лидеров) или участия в коллективе (это для овец)

Да, <strong>РЖД не пишет: мы учим людей общению</strong>. И это честно. А в саду, школе, институте тоже мало учат общению. Учат только ОСНОВНЫМ правилам приличия (не бить лопатой по голове, не оскорблять, ходить строем и т.д.). То есть учат тому, что знает каждый нормальный ребенок из нормальной семьи.

Основной инструмент социализации в детский коллектив – совместные игры, годе у каждого своя функция и роль. Сейчас мало воспитателей, которые организют и поддерживают сюжетно-ролевые игры у детей. Это настоящая большая проблема детских садов. Мы в детстве играли в магазин, доктора, дочки-матери, парикмахерскую, да и еще много всего. Сейчас дети чаще играют в кошечек и собачек (имею в виду детсад, не знаю как обстоит дело у школьников), или в «Универ», «Букиных» — в то, что видят по телевизору.

Еще одна проблема, которая касается не только садов, но и всего образования. Система воспитания построена так, что ребенку для комфортного существования в ней нужно стать «серым», таким же как все: из массы не выделяться, слушаться, не «путаться под ногами». Я уже писала о том, что дети, воспитанные вне традиционной системы – более свободны и уверены в себе. Они ценят себя и не трясутся перед «начальником». Системе такие люди, конечно не очень удобны, под них нужно подстраиваться. А с серой массой проще. Каким бы вам хотелось видеть своего ребенка: удобным или успешным?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *